Xuan-Yuan Sword VII
Обзор
Когда мы говорим про китайские RPG, то сразу возникают две ассоциации – что-то массовое, онлайновое и про гринд. Или что-то казуальное, про аниме и хентай (ну, или с намёками на него) – этого добра сейчас в Steam больше, чем китайских товаров в рязанских супермаркетах. Однако в случае с Xuan-Yuan Sword VII ассоциации другие – классические сюжетные RPG от третьего лица, «Ведьмак», Dark Souls. Учитывая, что таких игр в последнее время выходит мало (в основном всё «пиксельное», изометрическое, в жанре платформеров, «рогаликов» или платформенных «рогаликов»), неудивительно, что выход Xuan-Yuan Sword VII вызвал определённый ажиотаж. Но насколько сама игра его достойна?
Древнекитайская RPG
Да, это уже седьмой номерной выпуск в серии, у которой в этом году большой юбилей – первая часть вышла ровно 30 лет назад. За это время Xuan-Yuan Sword прошла путь от «китайской Dragon Quest и Final Fantasy» (в том числе благодаря обилию продолжительных кат-сцен) до китайских же «Ведьмака» и Dark Souls в одном флаконе. Впрочем, сравнения эти во многом условны.
Все игры серии объединяют несколько ключевых моментов – тут нет аниме и намёков на него, зато есть титульный могущественный меч, китайская мифология, китайская же история, а также возможность захватывать души монстров, чтобы с их помощью создавать полезные апгрейды. При этом каждая часть практически всегда рассказывает новую историю с новыми героями – и знать о событиях прошлого эпизода для прохождения следующего необязательно (хотя и не помешает).
Всё это верно и в отношении Xuan-Yuan Sword VII. Тем более что шестая часть появилась ещё в 2013 году, и лишь спустя два года спин-офф под названием The Gate of Firmament впервые в истории серии засветился в Steam на английском. То есть никакой особой связи с событиями предыдущего выпуска тут нет. Нужно лишь помнить главное – в этой вселенной реализм, историчность (ну, псевдоисторичность) сочетаются с той самой китайской мифологией и магией.
Ни там, ни тут
Немудрено, что за классическим началом (враги убили родителей и сожгли дом главного героя, когда тот был пацаном, но ему удалось сбежать с совсем ещё крохотной сестрой на руках) следуют куда более мистические события. Годы спустя мы видим выросшего Тайши Чжао (Taishi Zhao) в роли охотника и наёмника, который живёт и сражается ради того, чтобы добывать лекарства и средства на них для своей не очень здоровой (хотя внешне прекрасной) сестрички по имени Сян (Taishi Xiang).
Минут через 20 после запуска страшный демон вроде как смертельно ранит её, но Чжао в рапиде подхватывает сестру и переносится с ней в магическое измерение под названием Элизиум. А там некий Король (так себя называет забавный заводной попугай) проводит ритуал и возвращает Сян к жизни в виде призрака. Да, она ни жива ни мертва: увидеть её рядом с братом можно, а вот дотронуться и почувствовать тепло её руки – нет.
Чтобы спасти девушку, нужно провести ещё несколько ритуалов и реанимировать её тело. А то по-прежнему остаётся в Элизиуме, пока брат с сестрой (потом к ним присоединяются и другие) путешествуют по реальному миру в поисках тех реликвий и персонажей, которые помогут им это сделать. Естественно, в истории найдётся место и для титульного могущественного меча, и для традиционных в серии околоисторических тем про политические игры и междоусобные разборки власть имущих.
Жестокая правда жизни
Сценаристы Xuan-Yuan Sword VII умеют удивлять. Сюрпризов тут достаточно, чтобы поддерживать интригу и вызывать у зрителя искренние переживания за судьбу очень трогательной Сян, которая может и грустить, и улыбаться, и красиво петь, и… убивать (правда, первый раз это произошло случайно и вызвало у неё искреннее раскаяние).
Персонажи прописаны тщательно – диалогов и кат-сцен поначалу в разы больше, чем геймплея. Правда, одно время кажется, что помазаны герои одной краской – как и вся история. Но как только становится приторно и скучно, игра может взбодрить чем-нибудь неожиданным – то истерикой у такой спокойной Сян, то подслушанным разговором, доказывающим, что у каждого есть свои секреты, то демонстрацией мёртвых детей, которым обещали вернуться и поиграть с ними.
Да, это подчас жестокая, взрослая игра, которая не стесняется запретных тем. Здесь нет милой анимешности (и даже костюмы с причёсками куда более скромные и традиционные) – всё достаточно серьёзно. И вот это сочетание реализма с магией и говорящими деревянными попугаями идёт истории только на пользу – добавляет и шарма, и загадочности.
Большие коридоры
Иными словами, Xuan-Yuan Sword VII в плане сюжетного контента работает по принципу качелей – то усыпляет, то бодрит. Примерно то же относится и к игровому процессу – происходящее то огорчает, то радует. Вот взять мир. Он большой – множество руин, храмов, более или менее крупных поселений. Помимо сюжетных заданий есть побочные и даже возможность играть в местные шахматы на деньги. Через систему порталов разрешают в любой момент свободно возвращаться в уже открытые регионы и обратно.
Однако на самом деле мир не совсем открытый. Сами локации коридорные (хоть и с ответвлениями, где можно найти сундуки с ресурсами, зельями и деньжатами), есть невидимые стены.
А среди дополнительных поручений много совсем уж клишированных. Нет, встречаются и вполне интересные задания, даже многоступенчатые, продолжительные. И вот после выполнения пары таких, где в числе прочего пришлось разбираться в попытке отравления важного генерала и видеть арест знакомых персонажей, прихожу я в новый большой город, а там мне выдают три подряд однотипных квеста на поиск пропавшего в лесу мужа/сына/другого ближайшего родственника. Иногда кажется, что разработчики то засыпали, то просыпались, и так – по кругу!
Пушечное мясо и боссы
Боевая система выглядит вполне компетентно и основана прежде всего на смене стоек в сражении. Одна рассчитана на нанесение сильного урона одному врагу, другая – на удары по площади, третья – на атаку с дистанции, четвёртая – на оглушение, чтобы потом быстро провести смачное «фаталити». По мере использования стойки прокачиваются. Также у каждой есть своя перезаряжаемая «ульта». На экране талантов можно сменить активные стойки – одновременно взять с собой разрешают только две.
Также в сражениях нам помогают спутницы главного героя. Они автоматически атакуют врагов, а мы вольны активировать их уникальные умения. Наконец, есть перезаряжаемые магические навыки – в частности, замедление времени.
Плюс, конечно, никто не отменял резкие рывки-уклонения и необходимость вовремя блокировать атаки, чтобы ненадолго дезориентировать врагов. Учитывая, что сохраняться разрешают только у специальных алтарей и костров (да-да!), всё это вызывает ассоциации с сами-понимаете-какой игрой. Однако если в Dark Souls даже рядовые враги способны доставить кучу неприятностей, то в Xuan-Yuan Sword VII они часто выступают в качестве пушечного мяса, которое можно просто закликивать, не заботясь о смене стоек.
И вот бежишь ты на «хардкоре», не встречая никакого сопротивления, расстраиваешься, а потом – бац, свидание с боссом, и уже через пару смертей расстраиваешься совсем по другому поводу, начинаешь материться и задумываться, а не сменить ли уровень сложности. Да, в целом боссы тут не такие сильные, как в Dark Souls, но вполне себе мощные и уникальные — некоторых мне удалось одолеть, только сменив «хардкор» на нормальный режим.
Но такой резкий дисбаланс между рядовыми и элитными врагами как-то уж слишком бросается в глаза.
Играть можно
И всё же для меня эти качели между «Проходняком» и «Похвально» склонились в сторону положительных эмоций. Сюжет и персонажи не оставляют равнодушным, а если играть на «хардкоре», то и сам геймплей держит в напряжении. Чтобы побеждать на этом уровне сложности боссов, нужно заниматься прокачкой, даже гриндом, сбором ресурсов, денег на зелья, исследовать закутки уровней в поисках сундуков.
А ещё – развивать и крафтить экипировку с помощью уникального магического свитка, который называется «Элизиум». В соответствующем меню мы за собранные ресурсы сначала возводим полезные (но невидимые) кузницы, магазины и мастерские, а потом прокачиваем там разные части оружия (отдельно клинок и рукоять, например) и броню, а также создаём ценные аксессуары.
На месте и фирменная возможность захватывать или создавать по рецептам души монстров, чтобы потом с их помощью улучшать эффективность боевых стоек или, например, увеличивать сопротивляемость урону от огня.
Порадовало также обилие пазлов, когда нам нужно что-то крутить, нажимать рычаги, соединять линии, воссоздавать рисунки и даже использовать водяные мельницы, чтобы что-то где-то открылось.
Понятно, что Xuan-Yuan Sword VII – не лучшая ролевая игра в мире. У неё есть свои проблемы и специфические особенности, которые оценят только любители китайского колорита (мне вот категорически не нравится слушать китайскую речь – в отличие от японской). И вообще местами кажется, что она устарела лет на 8–10. Однако те, кто любит именно сюжетные RPG или соскучился по классическим представителям жанра с видом от третьего лица, определённо смогут получить от проекта удовольствие.
Плюсы: сюжет, сеттинг, персонажи; боевая система; много вариантов для прокачки персонажей и снаряжения; драки с боссами; не самая современная, но вполне приятная картинка; аутентичная музыка и озвучка (правда, к самой китайской речи нужно ещё привыкнуть).
Минусы: коридорные локации; не всё в порядке с балансом сложности; много примитивных побочных квестов.