Death's Gambit
Обзор
Dead Cells, Guacamelee! 2, теперь вот Death’s Gambit — поклонникам «метроидваний» в августе точно скучать не приходилось. Но игру от студии White Rabbit ждали ещё и любители «соулслайков», которые уже вдоль и поперёк излазили Salt and Sanctuary и Unworthy и хотели получить ещё одну двухмерную Dark Souls. А в итоге получили просто хорошую и очень красивую экшн/RPG.
Классный выбор!
По всем законам жанра в Death’s Gambit мы играем за воскресшего воина (его зовут Сорун), но авторы необычно обыграли эту ситуацию. В начале сама Смерть (естественно, с косой) заключает с Соруном контракт, по которому в обмен на бессмертие он должен для неё сделать нечто важное. Что именно — не уточняется, но понятно, что придётся кого-нибудь убить и что-нибудь достать. Впрочем, контракт этот можно в любой момент разорвать — и тогда после гибели героя придётся начинать всё сначала, а не возрождаться у ближайшего алтаря. Даже файл сохранения будет уничтожен.
Так что особого выбора тут нет — приходится работать по контракту с костлявой, а вот над тем, какой из семи классов персонажа выбрать, серьёзно задумываешься. Солдат, кровавый рыцарь, волшебник, убийца, страж, служитель Смерти, дворянин (Noble) — каждый отличается стартовым раскладом основных характеристик, специализацией на каком-то определённом оружии (служитель Смерти стартует с косой, а убийца — с двумя кинжалами) и уникальным свойством.
Солдат накапливает энергию душ (а вы ждали иного?), необходимую для использования умений, когда блокирует вражеские атаки, тот же убийца — когда уворачивается от них, а служитель Смерти — когда убивает противников. А ещё приходится поломать голову, какой из семи доступных предметов взять на старте в качестве бонуса — шлем, щит, набор «лечилок» или какую-нибудь полезную ауру с постоянным эффектом.
А вот таланты одинаковы для всех классов — их тут три ветки, и они дают разные пассивные бонусы. Один особенно полезен, если решите-таки разорвать контракт с костлявой, — он удваивает количество опыта для смертного.
Всадник Смерти
Независимо от классовой принадлежности каждый получает в своё распоряжение личного коня. Да-да, в Death’s Gambit можно скакать верхом, а вот сражаться нельзя. Лошадка может максимум сама затоптать сразу нескольких врагов или перепрыгнуть через особенно протяженную пропасть — пользы от неё немного, но всё равно с личной «Плотвой» играется как-то живее, что ли.
Ещё одной интересной особенностью можно назвать тот факт, что после смерти мы не теряем накопленные «души» (они тут называются осколками и вываливаются из каждого поверженного недруга), а вместо этого лишаемся «лечилок», в качестве которых выступают особые птичьи перья. И даже потом, после возрождения у ближайшего алтаря Смерти, можно прийти и подобрать их. Ну, или расплатиться осколками на месте отдыха и вернуть потерянное в ту же секунду.
А сделать это нужно ещё и потому, что с помощью таких перьев можно не только здоровье в бою восстанавливать, но и увеличивать урон, наносимый героем, — для этого на алтаре во время отдыха нужно пожертвовать одно или несколько пёрышек. И тут уж вы сами решаете, что лучше — держать при себе полный запас «лечилок» или вкладывать их в усиление.
По проторенным дорожкам
В остальном всё в целом знакомо. Сражаемся, прыгаем, преодолеваем разные препятствия и ловушки — на голову, например, может упасть что-нибудь тяжёлое. Бьёмся с большими и злыми «боссами». Кстати, после победы над очередным можно устроить с ним матч-реванш в героическом режиме, где враг будет ещё сильнее.
Как и в любой «метроидвании», мы всё дальше углубляемся влево-вправо, вверх-вниз по ветвящимся проходам, ведущим в другие локации. Некоторые до поры до времени, как водится, закрыты. Накапливая осколки, во время отдыха мы тратим их на улучшение какого-нибудь параметра, увеличивая таким образом и уровень героя. На ту же валюту мы затариваемся у NPC в некоторых более мирных и спокойных, чем остальные, местах. Помимо оружия, разных зелий и улучшений, увеличивающих максимальное количество перьев, у многих персонажей можно купить полезное умение, чтобы, например, подпрыгнуть и обрушиться на врагов с мечом с высоты, нанося всем вокруг урон и поджигая их.
Причём способности, как правило, работают с определённым оружием. Впрочем, каких-то классовых ограничений на использование средств умерщвления нет — в любой момент можно сменить меч на топор или что-то другое. Главное, чтобы хватило силы или каких-то других характеристик. Оружие можно улучшать с помощью камней душ — их мы находим или же получаем после разборки ненужных предметов экипировки.
Боевая система, как водится, построена на грамотном менеджменте выносливости, перекатах и блоках. Также нужно вовремя использовать расходуемые предметы и способности. Каких-то особых комбоатак помимо тех дополнительных приёмов, что открываются с новыми умениями, нет.
Кенни, они убили стамину!
Конечно, Death’s Gambit неидеальна. Для поклонников «метроидваний» тут мало интересных локаций, а сам процесс попадания в ранее недоступные места порой слишком примитивен — для этого не приходится разучивать новые способности, а чаще всего нужно найти особый предмет или зайти с другой стороны и просто отпереть дверь.
Для ценителей «соулслайков» кощунством покажется тот факт, что после смерти мы не теряем «души». Это в итоге приводит к тому, что игра склоняет не к изучению особенностей боевой техники врагов, а, скорее, к «гринду» опыта. Из-за этого зачастую на отрезках между «боссами» она кажется слишком лёгкой. А некоторые драки с огромными злыднями, наоборот, выглядят затянутыми и преувеличенно сложными, особенно во второй половине. Там зачастую всё превращается в месиво в духе bullet hell, где действовать надо не грамотно, а нагло и безрассудно, надеясь, что безумству храбрых действительно споют победную песню.
При этом выносливость у героя расходуется чрезмерно быстро. Это приводит к тому, что по большому счёту прокачивать нужно только здоровье, «стамину» и ту характеристику, которая отвечает за выбранное вами оружие. Тем более что арсенал экипировки небогат даже у торговцев, и долгое время инвентарь забивается одинаковыми мечами, сапогами и так далее. Хорошо хоть, их можно разбирать на камни душ.
Боевая система из-за не самого удобного и отзывчивого управления — а ещё из-за того, что персонаж часто делает лишние телодвижения и проводит лишние удары, которые нельзя прервать, — тоже оставляет желать лучшего.
На лицо прекрасна!
И всё-таки лично мне оторваться от Death’s Gambit было сложно. Слишком уж тут прекрасная музыка, слишком красивая, богатая на живые детали и отлично подобранные цвета картинка. Слишком хороши практически все «боссы» — они уникальны, колоритны, великолепно озвучены, да и сражаться со многими всё-таки интересно. А некоторые из них ещё и обладают хорошей памятью — вспоминают, что однажды уже убили Соруна, и очень удивляются, когда снова его видят.
Наконец, слишком увлекает сама история мёртвого воина. Да, в Death’s Gambit, в отличие от многих «соулслайков», есть полноценный сюжет, который периодически забрасывает героя то в воспоминания, то в другие миры или подсознание.
Death’s Gambit во многом страдает из-за завышенных ожиданий. Солидная команда авторов, многообещающие демонстрации на разных выставках — от игры ждали многого. Но Salt and Sanctuary может и дальше спокойно восседать на троне. И всё же я рекомендовал бы всем ценителям жанра ознакомиться с этой игрой — относиться к ней нужно просто как к красивой двухмерной экшн/RPG с претензией на «боёвку» в духе Dark Souls.
Плюсы: полноценный, и достаточно интересный, сюжет; колоритные «боссы»; неплохая ролевая система; великолепная графика; красивая музыка.
Минусы: дисбаланс сложности, в том числе между классами; мало разнообразия в оружии и экипировке; есть проблемы с управлением; игра слишком короткая для «метроидвании».