Game of Thrones: A Telltale Games Series
Обзор
Много ли вы знаете телесериалов по книгам, соответствующих духу первоисточника на сто… ладно, на девяносто девять процентов? Как минимум один такой мы можем порекомендовать — «Игра престолов» по эпической саге Джорджа Мартина (George R. R. Martin) «Песнь Льда и Пламени». Экранное воплощение мартиновского без пяти минут семикнижия оказалось не просто удачным — оно восхитило даже фанатов «бумажного» варианта. Такое случается раз в столетие.
А много ли нам с вами известно книжно-фильменно-сериальных игр, способных удовлетворить поклонников изначальной серии хотя бы приблизительно? Честно скажем: немного. Пожалуй, стоит упомянуть творения Telltale в адвенчурном жанре. Золотой же пантеон RPG-индустрии преимущественно состоит из оригинальных вселенных, разработанных непосредственно игровыми сценаристами. За исключением разве что The Witcher по Сапковскому да разнообразных «звездновоенных» проектов.
Так стоит ли надеяться на то, что творению Мартина повезет снова, теперь — с удачным воплощением на игровой ниве?
Ледяной Морс
Отодвинем ответ на этот вопрос, как обычно, в конец повествования. А сами обратим свои взоры в сторону великой Стены, отделяющей земли Вестероса от жестокого и холодного севера. Там, на Стене, несет свою бессменную вахту Ночной Дозор — нечто среднее между вооруженной охраной и монашеской братией. Есть в этом ордене парень Морс Вестфорд по прозвищу Мясник. Он немолод, не шибко красив, зато чертовски хорош в деле перерезания глоток. Привычно расправившись с парой десятков одичалых, Морс получает задание от своего старого друга Джона Аррена, десницы короля. Ирония судьбы в том, что как раз тогда, когда Вестфорд читает письмо с ценными указаниями, прилетает на крыльях ворона и другая весть — о кончине Аррена, с которой, напомним, начинаются события в первой книге саги и первом сезоне телесериала.
Впрочем, злоключения Морса — не единственное, что может волновать нас. В полном соответствии с традициями мартиновской драматургии нам предлагают и второго героя, ведущего параллельную линию. Алестер Сарвик — очень необычный персонаж. Он и наследник одного из благородных семейств в вассалитете у Ланнистеров, и служитель культа Р’глора, бога огня и света. Между прочим, Вестфорды тоже подчиняются роду, который «всегда платит свои долги», но это так, заметка на полях.
Пока Морс разбирается с дикими племенами, решает, что делать в связи со смертью друга, и учит зеленых новобранцев Дозора, Сарвик возвращается домой, где не был пятнадцать лет. А там — разруха, запустение, бунт, сестра хмурит брови, мол, «где ты шлялся столько времени», и собирается выйти за сводного брата-бастарда по настойчивой рекомендации королевы. Что ж, значит, Алестеру придется взять на себя управление поместьем, по пути уговорив Серсею Ланнистер не потакать инцесту.
Прямо пойдешь — мятежника убьешь
«Ладно вам, — скажет любитель RPG, — хватит уже о сюжете. Это что, самое важное?» В случае с GoT — пожалуй, так и есть. Потому что, несмотря на некоторые необычные находки в области ролевой системы и своеобразную, хотя и не новую систему ведения боя, основной акцент разработчики делают именно на сценарии. Количество видеороликов заставляет иногда задуматься: точно ли перед нами игра, а не бонусный эпизод телесериала?
Нелинейность прохождения отдельных миссий запросто сочетается с линейностью глобального сюжетного пути. Игрок обретает некоторую меру свободы действий, но с магистральной дорожки далеко свернуть не может. Так, очень часто мы оказываемся перед выбором — убить поверженного врага или пощадить, разрешить конфликт мирным путем или устроить резню. От этого, не побоимся сказать, этического выбора зависит, как к нам станут относиться NPC, обломится ли нам побочный квест сейчас или в будущем. В то же время количество этих самых побочных ответвлений от основной сюжетной канвы весьма ограничено.
Обычно у разработчиков есть два пути разрешения сценарного вопроса в случае с играми по популярным медиапродуктам. Можно просто еще раз воплотить фабулу первоисточника в игровом формате. Так поступила, к примеру, EA с проектами поттерианы. Есть и другой путь — создать абсолютно новую историю в рамках знакомой игрокам вселенной. В студии Cyanide сделали именно так. Под строгим надзором самого Джорджа Мартина сценаристы компании разработали сюжет, переплетающийся с происходящим в «Песни Льда и Пламени», но не дублирующий ни одну из имеющихся в оригинале линий.
И это решение явно оказалось правильным. Вместо того чтобы, позевывая, следить в третий раз за приключениями семейства Старков, мы постоянно обнаруживаем себя перед новым, непредвиденным поворотом событий, переворачивающим наши представления о расстановке сил с ног на голову. Динамики «цианидам» не занимать — есть чему удивиться.
Песнь собаки и пламени
Ролевая система раскрывает свои секреты постепенно. Нам сразу же дают понять, что девчачьи забавы с выбором персонажа и любовной прорисовкой его классовых особенностей, внешности и характера остались далеко позади. Герои заданы изначально, и три условные классовые ветки, предлагаемые нам на этапе уточнения характеристик, уже сразу соответствуют судьбе и сущности как Морса, так и Алестера.
Вестфорд — настоящий боец, «танк», которого невозможно представить себе без меча в руках. Однако главная сила Мясника заключается в спутнике — милой собачке, похожей на бульдога. Благодаря слиянию с, кхм, душой животинки воин может вытворять такие штуки, какие и не снились большинству игровых оборотней. Приказать зверюге обездвижить врага, пустить ее по следу, на расстоянии направить собачьи зубы на глотку разбойника — да раз плюнуть!
Сарвик же — воитель быстрый и ловкий. Специфический боевой стиль «водяной плясун» сочетается в списке его возможностей с навыками ассасина, следопыта и, говоря простым языком, огненного мага.
Но самую интересную особенность классовой системы мы обнаруживаем несколько позже, когда приходится понять, что классы, по сути, — никакие не классы, а всего только векторы возможного развития. Мультикласс здесь реален и в чем-то даже желателен. А ведь есть еще и отдельные ветки развития, которые позволяют комбинировать ковыряние врагов ножичками или стрелами со специальными способностями. В результате персонаж, которого мы первоначально представляли себе идеальным мастером отравленного кинжала, очень скоро обретает возможность поджигать свое оружие в процессе боя и восстанавливать здоровье, обращаясь к силе огня.
Не менее изящно реализован набор талантов, которые здесь выглядят как особые бонусы к различным способностям. Так называемые силы — сильные стороны героя. Каждому такому преимуществу соответствует слабость. Выбрав себе некую «плюшку», мы автоматически вычеркиваем уязвимость-антипод из списка возможных параметров персонажа. Но не стоит слишком активно радоваться: дополнительная сила имеет определенное количество очков, которое должно быть отобрано и в графе слабостей. Справедливости ради стоит заметить, что довольно приличное количество бонусов можно получить без неприятного «противовеса» в том случае, если мы «заработаем» их благодаря удачному этическому выбору, о котором говорилось выше.
Это вовсе не обязательно должен быть действительно этичный поступок. Так, когда Морс долго и со вкусом пытает пленного воина из одичалых, его потом награждают званием «Садист» и весьма полезным дополнением к базовым характеристикам. Что характерно, такое наплевательское отношение к морали вполне соответствует духу первоисточника.
Бастарды в лужах мародерской крови
Этому духу вообще здесь много что соответствует. Взять, например, диалоги, пронизанные тем же сумрачно-псевдореалистическим колоритом, за который мы так любим Джорджа нашего Мартина. Поразительно, но многочисленные беседы совершенно не вызывают ощущения чужеродности, топтания по святыням. И на «фанфик» — вопреки обычному положению вещей — все, что говорится между персонажами, совершенно не похоже.
Разумеется, никак нельзя было обойтись без крови, мародерства, бастардов, инцеста и дам легкого поведения. Все эти прелести здесь есть. Иногда, пожалуй, чересчур даже в избытке. Судя по частоте, с которой эпизодические персонажи говорят о проститутках, вопросы размножения волнуют их ничуть не меньше, чем среднестатистического школьника в вакууме, что немного странно.
Боевая система, вопреки внешней замысловатости, странной не кажется. Простые удары персонажи наносят самостоятельно, стоит лишь натравить их на противника. Так что смерть пальцев и мышки от «закликивания» нам не грозит. Вместо этого нам предложено применять различные способности. Их достаточно вовремя ставить в очередь в режиме «замедленной съемки», который здесь именуют паузой.
На применение боевых умений расходуется энергия персонажа. Энергия игрока же, напротив, экономится: думать над последовательностью действий можно не бесконечно, но достаточно долго, чтобы даже самый медлительный любитель битв успел выработать адекватную стратегию. С другой стороны, такое решение, во-первых, не ново, а во-вторых, лишает сражения динамики.
Другой доли динамики игру лишает управление, которое несет на себе печальные следы консольного наследства, кое-как адаптированного к реалиям ПК. Когда мы обращаемся к карте или меню персонажа при помощи определенной кнопки на клавиатуре, логично рассчитывать на то, что эта же кнопка поможет нам и попасть обратно в игровой режим. Напрасные надежды! Обратный путь лежит через надпись «Вернуться к игре», по которой можно только кликнуть мышкой. Раздражает и не всегда послушная камера, и довольно невнятная глобальная карта королевства.
Вызывает неприятное удивление не всегда логичный подбор актеров для озвучки. Старики часто говорят голосами юношей, играющих со школьным старанием, совершенно неуместным в суровом сеттинге «Песни…».
Несколько более ответственно разработчики подошли к графической стороне дела. Нельзя сказать, что мы видим здесь нечто потрясающее. Пожалуй, в середине 2012-го можно было бы и поинтереснее обставить локации, избежать почти неразличимого стилистического сходства Королевской Гавани с вотчиной Сарвика, к примеру, и более качественно текстурировать поверхности. Но некий уровень пристойности в том, что касается визуальной части проекта, соблюден — и ладно.
Тем более что неряшливое управление, огрехи озвучки и невзрачная графика вполне компенсируются густой атмосферой, бережным отношением к духу саги Мартина, небезынтересным сюжетом и несколькими изюминками, благодаря которым фанаты книжной серии, по нашим расчетам, будут удовлетворены. Что до поклонников жанра, незнакомых с творением Мартина или хотя бы сериалом, — не на них ориентировались в Cyanide. В чем-то это и правильно.
Плюсы: аутентичная атмосфера «Песни Льда и Пламени»; продуманный сценарий; оригинальная система «прокачки»; сочные диалоги.
Минусы: кривое управление (если играть на клавиатуре и мыши); не всегда адекватная озвучка.