Onimusha 2: Samurai's Destiny
Обзор полного сюрпризов экшена и его вялого ремастера
Бесспорно, смотрится творящийся на экране цирк занимательно — если принять, что Samurai’s Destiny куда ближе к дешёвому трешу, чем к «Семи самураям». Но даже с такой установкой американские горки местного повествования скорее разочаровывают: герои оказываются где надо фактически случайно (в том числе напарники, которые за кадром телепортируются на секретные базы без пояснений), потуги на драму выглядят вымученно, и, несмотря на высокую динамику, история ощущается скомканной, будто из неё вырезали пару важных кусков.
В дырявости повествования отчасти виновата система Scenario Route, которая отвечает за камео союзников по ходу кампании. Концептуально многообещающая задумка ненароком подкашивает почти весь центральный каст — даже если постараться, лишь один или два героя из четырёх получат достаточно экранного времени и сцен, чтобы как следует раскрыться да объясниться; остальные же просто скажут «привет», после чего незаметно исчезнут без обязательного «пока». И перепрохождения тут не панацея: да, они позволят собрать общую картину по крупицам, но по факту история как была неуклюжей, так и останется. В Resident Evil образца 1996 года аналогичную идею реализовали куда элегантнее.
Но самое смешное, что СДВГ Onimusha 2 наблюдается и за пределами кат-сцен. Как уже говорилось выше, вся та удивительно продуманная ролевая составляющая, на создание которой наверняка потратили немало сил и времени, в игре совсем ненадолго — после третьего визита в Имасё она превращается в достаточно линейный забег до финишной прямой. Трансформация из городской RPG в обыкновенный слэшер происходит столь резко, что поначалу в это не верится — не может же быть такого, чтобы вся накопленная валюта внезапно утратила весь смысл своего существования и просто лежала мёртвым грузом в инвентаре до самых титров?..
Ничто из перечисленного не делает Onimusha 2: Samurai’s Destiny плохой, но сложно отделаться от подозрения, будто авторов подвела их собственная гигантомания. Номинально вторая часть практически во всём превосходит первую — она длиннее, насыщеннее, в ней много отличного побочного контента, за которым весело проводить время. Однако сиквел настолько суетлив, что даже со всеми своими достоинствами не западает в душу — в отличие от простого и чёткого оригинала, который и без технических улучшений был удивительно хорош. Кстати, о них.
Реставрация
Иронично, что ремастер Onimusha 2: Samurai’s Destiny страдает от схожих недугов — он тоже впечатляет на первых порах, но стоит приглядеться, как наружу лезут недочёты, откровенно необдуманные решения и явные недоработки.
Если говорить о хорошем, то главный плюс новинки заключается в её аутентичности: под руководством вернувшегося на пост режиссёра Эсиро Capcom и студия Eighting Co. сделали экшен-RPG в целом удобнее, но не в ущерб авторскому видению. Например, как и в случае с Onimusha: Warlords Remastered, «танковое» управление отодвинули на второй план — Samurai’s Destiny приобщили к более современной раскладке с аналоговым движением. Теоретически это прогресс, на практике же классический вариант удобнее: с ним куда проще наворачивать круги вокруг монстров и подбирать момент для иссена.
Акт превращения в воина Они же избавили от фактора случайности: раньше Дзюбэй Ягю обращался в «монстра» сразу после поглощения пятой фиолетовой души, а теперь трансформация начинается по команде, после нажатия комбинации кнопок. В нынешней форме механика работает почти как Devil Trigger из Devil May Cry и аналогичная трансформация из Onimusha 3: Demon Siege, что заметно упрощает, почти ломает поединки с боссами.
Все бонусные режимы — за вычетом Ultimate Mode, который открывается лишь по завершении Hard Mode, — доступны с самого начала, как и бонусные костюмы Дзюбэя и его боевой подруги Ою. Чтобы сохранить хоть какие-то секреты, создатели порта одарили героев другими уникальными обликами, которые, увы, представляют собой просто перекрашенные версии старых альтернатив. Eighting также очень интересно обошлась с доспехами Саманоскэ, которые вручаются в награду за сохранения из оригинала: студия не просто стащила ассет из первой части, но визуально усовершенствовала его, заменив текстуры и добавив на броню мелкие штрихи.
И Capcom опять перезаписала озвучку — в данном случае голос рассказчика из английской версии, который некогда коверкал японские имена. В целом улучшений много — но у этого переиздания, в отличие от обновлённой версии Onimusha: Warlords, хватает и промахов.
Разумеется, главным поводом для критики в случае с Onimusha 2: Samurai’s Destiny Remastered стала цензура — на дополнительных костюмах Ою лениво закрасили вырез, а в моменте с водопадом из интро вокруг девушки дорисовали густой пар. Правки Capcom объяснила нежеланием показывать «слишком много кожи», что смехотворно в контексте брутального экшена, но, увы, вписывается в нынешнюю политику компании. Здесь стоит отметить, что в случае с CG-сценой изменения, конечно, бессмысленные (игра-то для взрослых), но хотя бы сделаны со вкусом и не бросаются в глаза. С нарядами же вышло глупо по двум причинам: во-первых, они выглядят бестолково, словно фанатский мод, а во-вторых, сексуализация сама по себе никуда не делась — у героини как была анимация с эротичным выпячиванием задницы, так и осталась, просто теперь она это делает с чернилами на груди.
Куда меньше претензий фанаты предъявляют к картинке — а стоило бы. Новые консоли зачастую не в силах справиться с визуальными эффектами эпохи PlayStation 2, и Samurai’s Destiny Remastered тоже страдает от знакомых с начала 2010-х проблем. Например, в переиздании загублены эффекты прозрачности: сцены, в которых какой-то персонаж медленно возникает из воздуха, пестрят сеточками и артефактами, что не постеснялись показать даже в трейлере. Особенно хорошо заметен промах на альтернативном костюме Дзюбэя — солнцезащитные очки, через которые видно глаза персонажа, то и дело покрываются уродливыми квадратиками. Из странностей также стоит выделить упущения, связанные с постановкой сцен: отдельные заскриптованные моменты (например, вспышка молнии в момент, когда самурай осматривает волшебный меч под занавес пролога) почему-то отсутствуют как класс. Если кто-то надеялся на максимально точно воссозданный порт — чуда не произошло.
Как и в Warlords, широкоэкранное изображение формата 16:9 представляет собой просто обрезанную картинку 4:3. В абсолютном большинстве случаев это не страшно (в Имасё камера скользит вверх и вниз во время движения по улицам), но есть пара отличных статичных кадров, которые серьёзно пострадали из-за обновления. Вопреки здравому смыслу проходить Onimusha 2 лучше по старинке, как на квадратном телевизоре.
Onimusha 2: Samurai’s Destiny — игра неровная. Абсурдная. И откровенно дурацкая. Однако самое парадоксальное, что, при всей нескладности, её всё равно не тянет сильно ругать. Сложно не восхититься смелостью её авторов, их желанием шагнуть за пределы знакомой формулы и не замыкаться на идее «Resident Evil про самураев». К тому же как слэшер вторая Onimusha весьма недурственная: наносить критические атаки монстрам не надоедает ни на первом, ни на двадцатом часу. Пускай ряд самых интересных задумок разработчики недожали, а от лучших идей они отказались слишком быстро, Samurai’s Destiny цепляет, да так крепко, что за первым прохождением следует второе, а потом ещё парочка для верности — причём каждое из них каким-то чудом умудряется удивить.
И всё же сложно отделаться от ощущения, что Onimusha 2 заслуживала большего. Речь не только о качестве ремастера (компетентного, но не такого впечатляющего, как в прошлый раз) — просто столь амбициозное приключение так и напрашивается на ремейк. Порт лишь напоминает о нереализованном потенциале и местами удушливых рудиментах начала нулевых.
Поэтому сравнивать обе части дилогии очень занятно. Onimusha: Warlords — опрятная, лаконичная, по-своему идеальная видеоигра, которая безупречно смотрится и как фэнтезийный эпос, и как экшен-хоррор про осаждённый замок. Да,пять лет назад она тоже заслужила лишь «похвальный» рейтинг, но в её случае то было «Похвально» с уклоном в «Изумительно», ведь в ней просто нет ничего лишнего. Samurai’s Destiny же что в 2002, что в 2025-м смотрится как черновик, полный заусенцев прототип великолепного ролевого слэшера. И даже с рядом улучшений в нынешнем виде это просто яркий, самобытный, полный маленьких недостатков экшен, который подкупает громкими обещаниями, а потом слегка разочаровывает уровнем их исполнения. Что, если задуматься, тоже не хухры-мухры, просто от игры с таким богатырским замахом хотелось чего-то большего.
Плюсы: разнообразный геймплей; элегантная боевая система; запоминающиеся персонажи, обилие побочного контента и секретов; очень хорошая музыка; инновационные для жанра идеи; осмысленные улучшения механик и осовремененное управление в ремастере; новый уровень сложности для мазохистов; наличие перевода на русский язык.
Минусы: паршивенький сюжет; нереализованный потенциал системы Scenario Route и её негативное влияние на повествование; местами подлый и устаревший гейм-дизайн; мимолётность RPG-элементов; пресные боссы; занудный финальный бой; цензура; низкое качество локализации.









