Space Hulk: Deathwing
Обзор
Издание игр по вселенной Warhammer (как фэнтезийной версии, так и «сорокатысячника») набирает обороты пугающими темпами. Среди наиболее заметных релизов уходящего года можно вспомнить Eternal Crusade, Battlefleet Gothic: Armada и, конечно же, Total War: Warhammer. В году грядущем нас ждут Dawn of War III и Inquisitor — Martyr. А сейчас самое время поподробнее познакомиться с боевиком от первого лица Space Hulk: Deathwing, на который фанаты «вахи» имели весьма серьёзные виды, несмотря на то что его созданием занималась далеко не самая опытная и мало кому известная команда Streum On Studio (пусть и при помощи набившей руку на адаптации «настолок» под видеоигры студии Cyanide).
Как известно, далеко не всегда отсутствие опыта становится помехой при разработке. Посмотрим, получилось ли у французов выпустить достойное воплощение «настолки» и одновременно не обидеть многочисленное и весьма придирчивое к любым изменениям «не по канону» сообщество.
True Warhammer
Что такое Space Hulk? Это настольная стратегическая игра от Games Workshop в сеттинге Warhammer 40,000, посвящённая сражениям внутри заброшенных космических кораблей, где один из игроков управляет отрядом космодесанта, а второй — противниками, генокрадами: это не самые приятные создания, в облике и поведении которых легко прослеживаются намёки на классических ксеноморфов из «Чужих». Смертельные битвы происходят в тесных коридорах, где не развернуться и не разойтись. Космодесантники в особой «терминаторской» броне режут, расстреливают и сжигают генокрадов, которые по возможности стараются отвечать врагам тем же. «Настолка» получила определённую популярность, поэтому неудивительно, что Deathwing — далеко не первая попытка адаптации Space Hulk.
В 1993-м году Electronic Arts выпустила одноимённую смесь стратегии и шутера для платформ Amiga и DOS, а через пару лет издала продолжение. Относительно недавно (в 2013-м и 2014-м соответственно) появились две части новой серии, уже от Full Control Studios (да-да, очередная никому не известная компания): Space Hulk и Space Hulk: Ascension. В обоих случаях перед нами была пошаговая тактика с видом сверху, но если в первой части она едва ли не полностью копировала правила настольной версии, то в продолжении разработчики решились на более вольное обращение с оригиналом, заодно полностью избавившись от мультиплеера. Решение смелое и, судя по отзывам, вполне оправданное.
Перед французами из Streum On Studio (а также их коллегами из Cyanide) такой проблемы не было — выбранный в качестве основы жанр классического шутера полностью исключал какие-то «настольные» правила. Тем не менее без сражений в узких коридорчиках и тесных отсеках боевик нельзя было бы назвать Space Hulk. Тех самых перестрелок и рукопашных схваток в ограниченном пространстве в Deathwing хватает, дух оригинала сохранён в полной мере, но впечатляет игра в первую очередь совсем другим. Речь о внешнем соответствии первоисточнику — вселенной Warhammer 40,000. В этом плане Deathwing можно смело назвать одним из лучших образцов для подражания.
Космодесантники здесь действительно выглядят как надо — это смертоносные бойцы, облачённые в тяжёлую силовую броню и вооружённые мощнейшим оружием. Доспехи, огромные и прочные, украшенные защитными рунами и знаками ордена космодесанта, вынуждают передвигаться размеренным шагом, звук которого гулко разносится по отсекам покинутого корабля. Уже одно это настраивает на нужный лад — нет постоянной суетливой беготни, космодесантники подобны настоящей машине смерти, неторопливой и неумолимой. Вооружение тоже весьма внушительно смотрится и звучит — от болтеров и энергоперчаток до огнемётов и плазмаганов.
А какие здесь локации! «Ваха» в каждой текстуре, в каждом пикселе и каждом полигоне. Узкие коридоры сменяются каютами, давно брошенными своими обитателями, и пустующими залами, хранящими остатки былой роскоши. Ещё функционирующие силовые агрегаты и покрытые вековой пылью молельные залы, вентиляционные шахты и спальные комнаты — везде чувствуется внимание к деталям. Дизайн не спутать ни с чем — перед нами будто оживают многочисленные (и, самое главное, разнообразные) интерьеры с картин, посвящённых вселенной «сорокатысячника». Страшно подумать, сколько труда и времени ушло на создание таких уровней.
Генокрады тоже вполне соответствуют своим «предкам» — такие же зубастые, хвостато-когтистые, опасные и многочисленные. Твари эти предпочитают атаковать количеством — начиная с десятка-другого за раз, на меньшее не размениваясь. Тупое пушечное мясо (за редким исключением) — о каких-то хитрых манёврах они, конечно, не задумываются. Как прибой о скалистый берег, разбиваются волны атакующих о небольшой отряд космодесанта — бой со стороны представляет собой настоящую мясорубку. В разные стороны летят конечности, внутренности, льётся кровь. «Расчленёнка» здесь вполне на уровне — размазывать врагов по стенам, особенно поначалу, пока этот процесс ещё не приелся, — одно удовольствие. Но вот потом…
Враг хорошего
Как ни прискорбно, на скрупулёзном внимании к деталям и их соответствии первоисточнику, а также на хорошем впечатлении от первых часов игры плюсы Deathwing заканчиваются. Непонятно, что тому виной: малый опыт разработчиков, нехватка времени или бюджета, а возможно, и всё это вместе взятое, — но стоит только присмотреться, как недочёты лезут изо всех щелей.
К примеру, те же силовые доспехи и вооружение: казалось бы, какой простор для создания геймплейных функций, связанных с ними, — выход из строя отдельных деталей брони, различные режимы огня, «кастомизация» снаряжения… Ничего этого тут нет — броня, вроде бы представляющая собой весьма сложное устройство, оказывается банальным счётчиком «очков жизни», даром что в интерфейсе отображается схема с повреждениями отдельных элементов. Да и сам интерфейс неидеален: спорно выглядит решение создать радиальное меню отдачи приказов — в пылу боя без паузы пользоваться им неудобно. «Радует» то, что приказывать тут, по сути, и нет особого смысла (тем более что команд-то всего четыре — «иди», «стой», «следуй за мной» и «лечи») — любой бой превращается в банальный отстрел бегущих на верную смерть тварей.
Разное оружие позволяет действовать по-разному, но в подавляющем большинстве случаев генокрады подбираются на расстояние удара, и тогда на экране возникает мешанина из вспышек выстрелов, разлетающихся в разные стороны ошмётков и размашистых ударов противника. Понять, что конкретно происходит в этот момент, решительно невозможно — остаётся лишь прожимать кнопки атаки, ожидая, когда либо закончатся враги, либо не выдержит броня.
Баги и их разнообразие достойны отдельного разговора — их тут много, начиная от банальных «вылетов» и заканчивая экзотикой вроде исчезновения звука или неработающих триггеров заданий.
Миссия невыполнима
Сравнение с Left 4 Dead, которое употреблялось по отношению к Deathwing к месту и не к месту на протяжении разработки, совершенно не соответствует действительности. Французская игра заметно уступает творению Valve буквально во всём — здесь нет места ни тактике, ни драматичным схваткам ради спасения павших бойцов, ни красочным перестрелкам. Стреляй во всё, что движется, да шагай к следующей контрольной точке. В другом боевике по «вахе» (пусть и по её фэнтезийной части), The End Times — Vermintide, добиться интересного геймплея авторам удалось, хоть и ценой копирования той же L4D.
Хотя, чтобы быть честным, стоит задаться вопросом: а возможно ли вообще сделать интересную игру с механикой шутера по данной «настолке», обойдясь без «отсебятины» и не превратив превозмогание в узких коридорах и отсеках заброшенных звездолётов в банальный боевик? Убери совсем подобные перестрелки и сделай геймплей более динамичным — и будет уже не то. Если поступить наоборот, то есть по максимуму соответствовать оригиналу, то в итоге получится весьма унылый и невыразительный результат. Так, собственно, и вышло — да, это адаптация той самой Space Hulk, но в виде шутера (пусть и с потугами на тактику) она совершенно неиграбельна.
Не спасает даже возможность кооперативного прохождения — уж сейчас достаточно куда более качественных продуктов, «заточенных» под совместную игру. Любоваться отличным дизайном локаций можно и в «сингле» — на остальное в Deathwing, к сожалению, своё время тратить не стоит.
Чуда в очередной раз не произошло — уже давно не получается у Warhammer обзавестись по-настоящему качественной игрой в жанре, отличном от стратегии. Парадокс, но Games Workshop продолжает отдавать лицензии на создание развлечений по своим вселенным, как правило, малоизвестным и малоопытным студиям. Результат закономерен — и он не может обрадовать ни простых пользователей, ни любителей «вахи».
Плюсы: отличный дизайн локаций, соответствующий первоисточнику; первые несколько часов кампании.
Минусы: баги; неудачная попытка добавить тактику; сражения быстро превращаются в невнятную мясорубку; однообразие и тупость противников.