The Walking Dead: A New Frontier
Обзор всего сезона
Пресловутый «синдром второго альбома» в случае с «Ходячими мертвецами» от Telltale Games сказывался ещё на втором сезоне, который всё-таки уступал первому. Ну а третий, где к любимой всеми Клементине присоединился кубинец-бейсболист Хавьер, соответственно, получился ещё более противоречивым. И мне, оглядывая все пять эпизодов The Walking Dead: The Telltale Series — A New Frontier, скрепя сердце приходится отказаться от своих же слов, сказанных в обзоре первого эпизода, — нет, «Новый рубеж» не лучше первых двух выпусков. Но это далеко не провал.
Новый рубеж и тени прошлого
Да, по зрелищности, режиссуре, графике, анимации, по сложности и интересности QTE третий сезон, как я и писал, сделал шаг, а где-то и два-три вперёд. Сюжетная композиция тоже сама по себе сложнее и интереснее, с постоянными флешбэками и непростыми темами. Ведь теперь авторы фактически рассказывают две основные истории. Хави пытается всячески защищать свою семью, а когда попадает в город Ричмонд, возглавляемый жёсткой и жестокой группировкой выживших «Новый рубеж», он ещё и распутывает клубок непростых взаимоотношений с братом, Дэвидом. Именно с его детьми и женой Хави и пытался выживать, пока не наткнулся на давно пропавшего родственника…
Хави встречает Клем, у которой свои заботы — весь сезон она пытается выяснить судьбу малыша Эй-Джея, ребёнка Ребекки, которая погибла в конце второго сезона. Для мальчика Клементина фактически стала мамой, но после того, как она вступила в ряды «Нового рубежа», их пути разошлись — причём не без помощи Дэвида Гарсии.
Как видите, всё действительно лихо закручено и переплетено. Соответственно, тут больше персонажей, сложнее клубок отношений между ними, и над всем этим лежит ещё и тень героев прошлых сезонов, принятых нами тогда решений. Да, как я и писал, в самом начале A New Frontier многие те выборы авторы фактически слизи в унитаз, но не все. И даже в последующих эпизодах эти решения иногда сказываются: например, в одном из флешбэков Клементины при определённых условиях можно в последний раз увидеть Кенни или Джейн. И это действительно сильно!
Иллюзия свободы
Однако вот эта «цветущая сложность» во многом сыграла с третьим сезоном злую шутку. Под грузом собственноручно накрученных сюжетных линий и взаимосвязей между персонажами сценаристы невольно пытались в чём-то облегчить себе задачу, а в чём-то откровенно не справились с ней и натворили глупостей.
То, что всё действие сезона разворачивается фактически в одном месте, в Ричмонде, — это не так страшно. То, что многие моральные дилеммы — лишь иллюзия и сценарий всё равно пойдёт по проторенному пути, просто чуть переиначивая некоторые сцены, добавляя в них одного персонажа или убирая другого, — тоже привычно. Человек, которого мы могли убить, но не убили, всё последующее прохождение будет вести себя, словно его уже, считайте, и нет, перед ключевой сценой в четвёртом эпизоде вообще по-тихому уйдёт в сторону, затем появится на минутку, чтобы тут же героически погибнуть, — всё, понятно, ради того, чтобы не усложнять жизнь сценаристам и обеспечить более-менее одинаковый состав персонажей в решающих моментах сезона.
Про более важные сюжетные решения подробнее пояснять не буду. Скажу лишь, что какие бы вы варианты ни пробовали, сценарий не изменить. Лишь в самом конце будет ключевой выбор, от которого зависит, кто из самых близких для Хави людей останется жить, — он, судя по всему, повлияет на стартовый расклад четвёртого сезона, на который явно намекает финал третьего.
Источники раздражения
Но всё это, повторю, не так страшно, а во многом и традиционно для интерактивных сериалов от
Telltale
. Куда печальнее, что многие персонажи, кроме, собственно, Хави, Клем, Дэвида и его жены Кейт, прописаны либо слабо, либо глупо. На Гейба, истеричного племянника Хавьера, ополчились практически все, кто прошёл
A New Frontier
. Он раздражает, вечно ноет, тянет одеяло на себя, говорит глупости. Понятно, что это всего лишь ребёнок, росший к тому же без отца, но обвинять Хави в убийстве человека, который, собственно, держал тебя под дулом пистолета, — это идиотизм даже для прыщавого школьника.
Гейб заставляет нас всю дорогу говорить банальности про воспитание, взросление, как важно быть мужчиной и так далее. Видно, что в дуэте Хавьера и его племянника авторы пытались воссоздать взаимоотношения Ли и Клементины, но получилось это у них намного хуже и банальнее. Да и вообще в третьем сезоне слишком много пустых слов и клише, которыми герои постоянно обмениваются, даже когда в пяти метрах от них бродят зомби или патрули «Нового рубежа». Полагаю, что в первом сезоне это не так бы бросалось в глаза, но в третьем тот же фокус уже не работает, градус самоповторов зашкаливает, и всё это словоблудие начинает раздражать.
Не меньше нервирует и здоровенный седовласый мужчина по имени Трипп, который ведёт себя как большой ребёнок — то орёт на Хави, то просит советов по делам любовным, то влезает со своими советами совсем не вовремя. Трипп, как и Гейб, — сплошной источник глупостей, банальностей и раздражения.
В сценарии тоже есть дыры, нестыковки, нелогичности и глупости. Почему герои идут обвинять лидеров «Нового рубежа» без оружия и только потом, после череды не очень приятных событий, Хави совершает вылазку за «стволами»? Ведь ничего не мешало сделать это до, а не после. Почему здоровенный Трипп идёт собирать вещички, а Хави и двое детей вручную толкают бронированную машину на автостоянке? Вроде бы на такое задание надо брать именно того, кто сильнее, разве не так?
Да и линия «Клементина — Эй-Джей» прописана странно. Почему малолетнего ребёнка отправляют куда-то за пределы хорошо укреплённого и оснащённого Ричмонда? Кажется, только для того, чтобы у сценаристов был повод написать четвёртый сезон.
Брат. Два
Однако кричать, что это провал, что плевать, дескать, на всех этих персонажей, что финал не вызывает никаких эмоций, никого не жалко и не нужен нам четвёртый сезон, — значит вести себя примерно так же, как истеричный подросток Гейб. В третьем сезоне есть масса сильных, эмоциональных моментов, а отношения Хави с Кейт, Дэвидом и Клементиной прописаны достаточно глубоко и интересно. Особенно с братом и его женой — тут авторы поднимают совершенно новые для серии вопросы, говорят о семейных ценностях и проблемах, о непростой братской дружбе, о том, нужно ли сопротивляться своей истинной природе, о том, что мы выбираем, нас выбирают, но это часто не совпадает…
Кроме того, в силу изначально более сложного сценария, отягощённого событиями прошлых сезонов, здесь больше вариантов отношений между персонажами и больше ситуаций пусть и не значительного, но всё-таки выбора, который может аукнуться даже спустя пару эпизодов. Не убили человека, который вёз вас в Ричмонд в первой серии, — увидите его в самом финале. Мелочь, а приятно.
Под занавес авторы не просто показывают привычный расклад, какие решения вы и другие игроки приняли в ключевых ситуациях, а дают подробное досье по отношениям с каждым персонажем.
И, что особенно интересно, рассказывают, какой же характер у Клементины сформировался по итогам всей игры, — и тут выясняется, что от наших решений зависело, останется ли Клем с Хави в ключевой ситуации. После этого все уколы в адрес сценаристов хочется забрать обратно. У меня Клем получила рейтинг «Верный боец», и хочется верить, что это всё-таки скажется в четвёртом сезоне…
Да, The Walking Dead: Season 3 периодически ставит вопрос ребром: а не исписались ли авторы? Может быть, стоило остановиться здесь и сейчас и закончить эту историю? Лично я для себя отвечу на него так: это сериал, на который я подсел, поэтому я, конечно, буду ждать четвёртый сезон. Потому что, обращай я внимание на сценарные глупости и раздражающих персонажей, так бы никогда и не досмотрел «Во все тяжкие». Потому что положительных моментов, сильных эмоций и драмы было больше, чем всего плохого. Потому что в финале, когда я глядел сквозь слёзы в дрожащий прицел на любимую девушку, превратившуюся в зомби, мне было совсем не всё равно и не наплевать. Потому что Клементина там снова одна. Пока ещё…
Плюсы: в целом интересный, драматичный сценарий, рассказывающий истории двух главных героев; есть действительно яркие персонажи с подробно прописанными отношениями между ними; многие наши действия имеют свои последствия, пусть и не сказываются на глобальном сценарии; заметно похорошевшая графика и анимация; динамичные экшен-сцены.
Минусы: в сценарии хватает нестыковок, глупостей и нелогичностей; некоторые персонажи прописаны слабо и откровенно раздражают; много пустой болтовни о прописных истинах и банальностей.